🇩🇪BMW X5 2012 – троит, ругается на Valvetronic
Вальветроник – система регулировки степени поднятия клапанов ГРМ. Она может регулировать объём потребления воздуха двигателем, наравне с дроссельной заслонкой.
⚡Электродвигатель (в сборе с датчиками положения) смещает эксцентриковый вал, который механически изменяет воздействие впускного распредвала на клапаны.
🤕Система является слабым местом моделей: появились ошибки, владелец заменил моторчик. На доресте кузова Е70 он в прямом доступе, но чтобы поменять его на «переработанном» двухтурбинном рестайле, потребуется вскрыть двигатель (он под клапанной крышкой).
◻️Затем появилась необходимость в замене эксцентрикового вала: владелец заменил и его. Спустя 2 месяца снова пришли ошибки и троение. Кто-то приговорил к замене электронный блок управления двигателем – владелец поменял, но безрезультатно. Теперь тачка у нас: двигатель троит, обороты плавают, тяга сильно ограничена, диагностируем:
◻️Блок действительно ругается на проблемы с Вальветроником. Но также он фиксирует и «бедную смесь» – это когда соотношение воздух-топливо в выхлопе сильно нарушено в сторону преобладания бОльшего объёма воздуха.
🧐Может ли дефект Вальветроника нарушить смесеобразование? Да, точно может.
🔗Чтобы связать троение и проблему смеси с Вальветроником (или доказать обратное), принудительно механически смещаем эксцентриковый вал в сторону полного открытия клапанов – результата нет: обороты так же плавают, а двигатель трясётся.
⛔Проблема с регулятором высоты подъёма клапанов обособленная и не имеет отношения к «тряске» – в данном случае. С ней поработаем позже⤵️
◻️Снимаем разъём с датчика состава смеси, т.к. если датчик вышел из строя и постоянно показывает якобы «бедную смесь» (заглючив), то и результат работы двигателя будет аналогичным нашему🆗
🧑🏻‍💻Сбрасываем адаптации, чтобы топливные коррекции стали нулевыми, но результата нет. Теперь блок не может определить состав смеси, поэтому не задаёт коррекции, а работает по усредненным «евро-0» параметрам ➡️ следовательно не влияет на смесь, но поведение мотора не меняется – датчик не при делах🙅‍♂️

🏃Забегая вперёд: проблему помог локализовать дымогенератор. Глушим впуск и под давлением заполняем коллектор – таким образом можно выявить явные “подсосы”: из прохудившихся точек будет видно струю дыма. Но бывают и не явные (которые “не пробить” дымом): если “сечёт” вакуумный усилитель тормозов, система дожига паров топлива, рециркуляция отработавших газов, вентиляция картера и т.д. Наш случай – ситуация #2, но виновника удается локализовать и ликвидировать. Троение с дёргающимися оборотами уходит👋
◻️Но т.к. ошибки по Вальветронику никуда не делись, а ограничение тяги двигателя зависит именно от них, то далее предстоит решить и текущий вопрос⤵️
◻️Относительно простой вариант – отключить капризную систему программно, зафиксировав вал в положении полного открытия клапанов (как это устроено на моделях без Вальветроник, да и в целом, на любых двигателях), сняв разъём с регулятора.
✔Это и было сделано: блок прошили, вал зафиксили. Далее никаких ошибок, и твинтурбовый Х5 вновь пушка-гонка🏎️🏁