🇩🇪BMW X5 3.0 2008 – непростая замена блока управления двигателем
В один момент двигатель начал плохо запускаться: долгое вращение стартером, старт после множества попыток. Код неисправности: «ошибка контрольной суммы внутренней памяти». Через сутки индикация «чек» вообще «пропала»: ЭБУ перестал выходить на связь📵
◽️Модуль установлен между моторным отсеком и салоном (под воздухозаборником отопителя) внутри большого пластикового корпуса, крышка которого с завода была герметичной. За 15 лет её уплотнения пострадали, да и весь пластик вокруг поломан, поэтому корпус заполнился водой (слив не предусмотрен), и плата ЭБУ «ушла под воду», ведь корпус ЭБУ не герметичен. Он подлежит замене🔄
◽️ISN – индивидуальный серийный номер. Нужен для идентификации блоков «свой-чужой», чтобы нельзя было взять б/у блок с любой разборки (например, с ворованной машины), подключить и поехать. Номер хранится в блоке иммобилайзера CAS и моторнике DME, и в случае несовпадения кодов – запуск будет ограничен🙅🏻♂️
◽️Вариант 1: купить б/у блок и клонировать всё содержимое процессора в «новый». Блок управления двигателем (DME) – Continental MSV80. Его не выйдет склонировать без использования дорогостоящих или узконаправленных программаторов (нет смысла покупать приборов на 350к, которые будут использованы раз в 5 лет, в нашем регионе). Мы не можем считать все данные с проца, но «достать» из него прошивку – запросто (без индивидуальных для машины данных, типа: кодировки, синхронизации, ISN) . Она у нас уже есть, т.к. ранее мы «чиповали» его на отключение экологии и снятие ограничений по мощности🆗
Прошивки недостаточно для клонирования – это просто настройки (калибровки).
◽️Вариант 2 (наш): т.к. мы не можем переписать ISN в DME (двигателе), то перепишем его в CAS (иммо). Программатором внутрисхемно читаем фулл-дамп из процессора CAS (фото 2), сохраняем бэкап. Он тоже содержит две области: прошивку (flash) и индивидуальные данные (EEPROM). У нас есть софт, который распознаёт родной ISN из EEPROM модуля CAS. Собственно, добываем его, он пригодится позже.
🧑🏻💻Ещё мы имеем оборудование, чтобы добыть ISN из купленного б/у DME (моторника). Но если блок «закрыт», то как это происходит?
Нюанс в том, что ЭБУ загружается специальной прошивкой «с кряком», которая позволяет «достать» его ISN. При этом, родной софт будет утрачен, а на «крякнутой» прошивке двигатель запустить будет невозможно🆗
➡️Далее в файле CAS EEPROM ищем область, где лежит ISN от DME (фото 3, тут и пригодился ISN родной CAS’у) и подменяем этот код номером добытого ISN из купленного б/у DME. Обязательно потребуется пересчитать контрольную сумму (это число, удостоверяющее целостность файла) исправленного EEPROM, иначе CAS будет считать себя «испорченным» (ругаться на битый дамп), и записываем так же внутрисхемно всё это обратно в проц CAS’а✍🏻
◽️Есть ещё динамический «короткий» ISN (синхронизация, изменяемая периодически), который мы не достанем из DME, чтобы так же «уложить» его в дамп, поэтому есть процедура синхронизации CAS-DME. Она завершается ошибкой, но не беда: при выполнении определенной последовательности действий с самой машиной, блоки сами «пропишут» короткий код🆗
◽️Итак, мы сдружили ранее чужие б/у иммо с моторником против их воли, но запустить тачку всё-равно не выйдет, т.к. в DME осталась «крякнутая» прошивка от «добычи» его ISN😊
💾Тут нам и понадобится прошивка с настройками, где мы давно отключали экологию. Прямо через диагностику записываем калибровки в DME и уже получаем возможность для успешного запуска двигателя. Ещё вариант: можно по VIN-номеру машины подобрать стоковые заводские калибровки для этой тачки, и через дилерское ПО записать их в модуль, что тоже обеспечит запуск🚀
💻Остаётся закодировать ранее чужой модуль от машины с другой комплектацией под комплектацию текущей тачки, и на этом процедура по свапу б/у моторника будет полностью завершена✔️